Церковь Сурб Зоравор Аствацацин — один из любимых храмов ереванцев. И не только. Гуляя у Оперы, на Маштоца, на Пушкина, вы часто можете встретить туристов, которые спрашивают, как пройти к церкви Сурб Зоравор. Это потому, что они читали или слышали о храме. История церкви насчитывает 12 веков. Дочитайте статью до конца и узнайте, чем известен Сурб Зоравор Аствацацин — один из старейших храмов Еревана.
Где находится церковь Сурб Зоравор
В центре армянской столицы, в одном из самых старых районов, который назывался Шахар, среди многоэтажных жилых зданий спряталось настоящее сокровище. Это храм Сурб Зоравор. Пройти к храму можно несколькими путями.
Наверное, самым простым будет первый способ. Надо спуститься от Оперы по нечетной стороне проспекта Маштоца до дома 27. Оттуда свернуть направо и идти по улице Пушкина. Здесь, на Пушкинской улице дома со сквозными подездами. Их в Ереване называют даланы. Как только увидите дом 60, пройдите по далану. Двор этого дома — это центральный вход в церковь Сурб Зоравор.
Второй способ попасть в церковь — спуститься от университета им. Брюсова, который находится на перекрестке Московья/Сарьян. Как только дойдете до улицы Казара Парпеци, спускайтесь по ней до дома 13. Отсюда надо свернуть направо и пройти немного. Вы окажетесь у входа в церковь со двора. Сам храм находится по адресу Казара Парпеци 9.
И третий способ, который будет удобен тем, кто любит винные кафе Еревана или попал на улицу и музей Сарьяна по рекомендациям друзей. Спуститесь от музея Сарьяна до первого перекрестка. Затем от дома 15 сверните налево. Это конец улицы Пушкина. Буквально через 100-200 метров от дома 60 сверните в тот самый далан. И вы, как и в первом случае, окажетесь у центрального входа в церковь Сурб Зоравор.
Апостол Анания. Как мощи Святого Анании попали в Ереван
История храма начинается с 9 века, когда в это место перенесли мощи апостола Анании. Кем же был Анания и как его прах оказался в Ереване?
Анания жил в Дамаске во времена Христа. Он был одним из 70 Апостолов Христа. После Воскрешения Христа Анания возвратился в Дамаск, где стал просветителем и первым епископом города. Известен случай, как Анания исцелил слепого Павла, который тут же уверовал в Христа и стал одним из его ревностных последователей.
Земная жизнь Анании закончилась трагически. Во время одной из проповедей его схватили по приказу римского наместника Лукиана и побит камнями до смерти. Ученики Анании втайне перенесли тело учителя в Дамаск и предали земле.
В Армению мощи Святого попали в 5 веке. Согласно основной версии, перенос в Константинополь совершили первые христиане-армяне. Уже после принятия Арменией в 301 году христианства останки Святого Анании были перевезены сюда и похоронены в местечке под названием Сады Еревана.
Вскоре усыпальница Анании стала местом паломничества верующих. Здесь возникает целый монастырский комплекс с церковью Сурб Зоравор Аствацацин, резиденцией архиепископа и приходской школой. Сегодня часовня-склеп апостола — одна из значимых святынь, к которой приходят не только местные, но и верующие со всего мира.
Первое строительство церкви
В IX веке на месте церкви был сооружен матур/молельный дом. В начале XVII века архимандрит Мовсес Сюнеци приехал в Ереван. Именно в это время здесь, на месте церкви Сурб Зоравор, был построен монастырский комплекс. С финансированием помогали богатые горожане.
Он состоял из церкви Сурб Аствацацин и часовни Святого Анании. Кроме того, здесь находились монастырские кельи и резиденция главы епархии. Вокруг соорудили крепостные стены. Также на этой территории была открыта монастырская школа. Строительство монастыря проходило во времена Католикоса Пилипоса I, с 1632 по 1635 гг. Однако церкви не суждено было простоять долго. Сильное землетрясение 1679 года разрушило монастырь.
Сурб Зоравор. Второе рождение церкви в 17 веке
В 1693—1694 годах на месте разрушенного монастыря было решено возвести новый храм. Построить его удалось благодаря пожертвованию Ходжа Фаноса, одного из богатых жителей Еревана. Согласно надписи, сделанной через 100 лет после его строительства, храм был отремонтирован при Католикосе Гукасе.
Церковь была построена типа базилики, у нее не было купола. Трехнефный молельный зал с двумя парами пилонов был поделен на три продольные части. Над входом в среднюю часть на стене была размещена фреска с изображением Богоматери. Ее автор — известный художник Нахаш Овнатанян. На ней изображены Мария и Иисус на кресте.
В восточной части зала по традиции находится Главный Алтарь. Зал перекрыт тремя каменными сводами и двускатной каменной крышей. Для архитектуры церкви, ее интерьера и экстерьера характерна удивительная простота. Не последнюю роль в восприятии играют красные кирпичи, из которых построили старую часть церкви.
Замурованные хачкары на внутренней и внешней стене — одна из реликвий церкви. Они просто восхитительны. В 1889 году на месте предполагаемой могилы апостола Анании построили часовню. Гробница с мощами апостола Анании сохранилась до наших дней.
Как церковь пережила трудные времена в советские годы
Рассказывать, как советская власть относилась к религии, думаю, не имеет смысла. Только в одном Ереване были разрушены десятки средневековых церквей. Храм Сурб Зоравор смог пережить сложные времена и сохранился до наших дней. Долгие годы церковь использовалась в различных целях.
В статье ‘’Семь малоизвестных фактов о Сарьяне’’ я рассказала, как великий художник сыграл большую роль при спасении церкви Сурб Зоравор. Благодаря усилиям Сарьяна, его многочисленным обращениям в высшие инстанции церковь стала служить прихожанам. Знатоки истории и старожилы называют ее «церковью Сарьяна».
В 1974-78 гг под покровительством Верховного патриарха, расположенного в Эчмиадзинском монастыре, церковь полностью восстановили. Обветшавшие стены и крыши восстановили, построили галерею для хора, а также новый дом для служителей. Часовня с мощами Анании также была улучшена.
Сурб Зоравор — прекрасное место для душевного уединения
Сегодня церковь Сурб Зоравор — одна из любимых для прихожан. Ни в одной другой ереванской церкви нет этой особенной атмосферы. Здесь, в центре города-миллионника, в самой церкви и вокруг нее воздух как будто пропитан молитвами. Как будто соприкасаешься со средневековой историей. И как будто каждой клеточкой ощущаешь Божью Благодать.
Во дворе церкви живут голуби, растут деревья, установили скамейки. Есть старые захоронения, много хачкаров. Большинство изготовлены из самого популярного камня — розового туфа. Самый большой хачкар, расположенный перед церковью, посвятили погибшим в годы арцахской войны. Есть хачкары, выполненные по копии уничтоженного в знаменитом городе Джуге.
Часовня Анании — сохранившаяся реликвия
К гробнице апостола Анании с древних времен и до наших дней относятся как как реликвии. Прихожане отмечают целебную силу мощей святого. Ее посещают не только последователи Армянской Апостольской церкви, но и представители других христианских церквей.
В 2009 году по просьбам прихожан часовню стали оставлять открытой на ночь. По словам сторожа, за ночь часовню посещает как минимум 10 человек.
Для многих наверное интересно, что означает слово Зоравор в названии церкви. Дело в том, что до конца 19 века в храме хранилось чудодейственное Евангелие под названием “Зоравор”. В переводе на русский язык слово означает Всемогущий.
В Церкви Сурб Зоравор отмечаются все церковные праздники Армянской Апостольской Церкви. Она является уникальным памятником Еревана конца 17 века, сохранившаяся до наших дней. Это место, куда приходишь с грузом проблем и забот, а уходишь совершенно другим человеком.
Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями! Не забудьте добавить блог Барев, Ереван! в закладки, чтобы не пропустить другие интересные рассказы о церквях Еревана.
Читайте также другие статьи о церквях Еревана:
Церковь Святой Анны — один из молодых храмов в сердце Еревана. Резиденция Католикоса
Катогике, или Почему средневековая реликвия и храм Святой Анны расположены так близко
Церковь Святой Богоматери в Малатии. Когда построили и кому посвящена