Барев, Ереван!

Детская железная дорога в Ереване — место, где можно прокатиться по рельсам назад в советское прошлое

Детская железная дорога в Ереване — место, которое любят все ереванцы и туристы. Ведь она построена в живописном уголке Еревана, Разданском ущелье. Однa из старых построек города — Детская железная дорога — была открыта 86 лет назад, в 1937 году. Да, в Ереване и сегодня можно прокатиться по рельсам назад в советское прошлое. И это не преувеличение.

Как строилась Детская Железная дорога

1937. Этот год у миллионов советских людей ассоциируется с жестокими репрессиями и террором. Для ереванцев год запомнился важным событием — открытием Детской железной дороги. Однако, история сегодняшнего героя также тесно переплетена с репрессиями. Но об этом — в следующей статье.

Детская железная дорога в Ереване была открыта 9 июня 1937 года. Идея его создания возникла у Первого секретаря ЦК КП Армении Агаси Ханджяна.

22 апреля 1936 года в городском парке имени Абовяна на левом берегу реки Раздан, состоялся первый субботник. По количеству участников субботник был грандиозным. Пришли 10 тысяч комсомольцев. В торжественной обстановке Агаси Ханджян заложил первый камень в фундамент строящегося вокзала станции Парос/Маяк. Впоследствии ее переименовали в Айреник/Родина.

Газеты о Детской железной дороге

Через некоторое время в газетах было написано:

Благодаря огромному желанию и энтузиазму строителей работы были завершены досрочно — на 4 месяца раньше объявленного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159—434 и трёх пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вагоны были самодельные и открытые. Вёл поезд юный машинист А. Бегларян.

Кстати, знаете, сколько ДЖД было в СССР? Целых 52. Первая была открыта в Москве в 1932 году. Целью их создания было заинтересовать детей работой на железной дороге и подготовить специалистов для огромной страны. Тогда СССР испытывал острый дефицит квалифицированных кадров.

112 молодых машинистов прошли специальные курсы по подготовке и окончили их с отличными оценками. Ведь за дело взялся сам зам.начальника ЖД депо Еревана Аракелян. Кроме курсов машинистов, были подготовлены и другие специалисты — начальники станций, дежурные, стрелочники, кондукторы, телеграфисты.

Юные железнодорожники на практике отработали полученные знания в депо Еревана и Ленинакана. Чтобы получить дополнительный опыт, они поехали на детскую железную дорогу в Тбилиси. Все это делалось для того, чтобы пионеры могли самостоятельно и безопасно обслуживать работу железной дороги.

Детская железная дорога в Ереване. Лучшие годы

Как и на всех пионерских ЖД Союза, на ереванской также работали дети, но, конечно, под чутким взором взрослых. На ДЖД использовалась лишь одна из трех станций. С самого начала эксплуатации взрослым был только машинист локомотива.

В 1935 году началось строительство парка ДЖД, который сразу стал одним из любимых мест ереванцев. Парк был особенно многолюдным во время майских праздников. Через несколько лет у входа в парк были установлены родники, откуда можно было пить холодную воду.

Они были названы в честь Героев Советского Союза. Родники Александра Матросова, Олега Кошевого, Сергея Оганяна до сих пор можно увидеть на аллее. Родники выполнены из туфа разных оттенков — серого, розового, красного. На них можно увидеть узоры в армянском национальном стиле. К сожалению, родники недействующие.

На реке Раздан было построено здание станции Айреник/Родина, где находилась касса. Дежурившие пионеры чествовали пассажиров, когда поезд приближался к станции. На территории парка были расположено несколько игровых площадок.

В марте 1959 года ДЖД получила два пассажирских вагона. В 1971 году ей был передан тепловоз. После этого паровоз 159—434 практически перестал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

Здание вокзала — архитектура советского модернизма

Первое здание вокзала было деревянным. Сохранились несколько фото. Но в конце 1940-х годов было принято решение построить каменное здание. Оно было выполнено из самого популярного армянского камня — туфа. Автором проекта стала Гоар Григорян.

Было в облике этого вокзала что-то магическое. Хотя почему было — и сейчас есть. Каменное здание со светлыми арками, многочисленные лестницы и башенкой заметно выделялось на фоне окружающего ландшафта и настраивало посетителя ДЖД на романтику. С круглого балкончика с колоннами открывается потрясающий вид на Раздан.

Архитектура Детской дороги мне напоминает главное здание вокзала Еревана, расположенное на площади Сасунци Давида. Наверное, это из-за башни со шпилем. Сегодня красотой архитектуры можно по-прежнему любоваться, однако зданию требуется капитальный ремонт.

Парк детской железной дороги. Строительство

Почти параллельно со строительством железной дороги началось строительство парка. Автором проекта стал архитектор Микаэл Мазманян. На красивых аллеях были построены большие бассейны, украшенные памятниками животных, фонтаны, а также читальный зал, танцевальная и игровые площадки, киоски, буфет. Установили памятник Сталину на холме, ведущем из парка к станции. Фото, к сожалению, не сохранилось. На строительство парка было потрачено около полутора миллионов рублей.

Директор института Ереванпроект Сурен Оганян вспоминает:

Дизайн территории сада Детской железной дороги в свое время считался одним из лучших. Был сделан очень удачный выбор с точки зрения ландшафта — он был расположен в Разданском ущелье.

Однако подобные объекты со временем должны модернизироваться. На первый взгляд кажется, что в саду есть все необходимое — карусели, бассейн, кафе, климат и природа. Однако очевидно, что все решения устаревшие.

Какие перспективы были у железной дороги и парка

Строительством железной дороги и парка планы не заканчивались. У создателей было много идей развития этого места.

С 1938 года планировалось строительство второй очереди. По проекту, это была железная дорога по мосту на Зангу/Раздан, которая перейдет на другой берег реки и снова протянется на полтора километра, а в будущем детский поезд посредством фуникулера должен был подниматься на вершину холма Цицернакаберд.

Парк развлечений хотели расширить до 7 гектаров. Летний кинотеатр, театр, душевые, амбулатория, библиотека и читальный зал — вот сколько всего хотели создать. У парка должен был быть собственный гидроцентр. Таким образом, для ереванских пионеров хотели создать разнообразный красивый парк детского отдыха и культуры.

Детская железная дорога в Ереване. Тяжелые времена

В 1990-е годы, когда распался Советский Союз, встала вся промышленность. Положение в Армении усугубилось войной. Понятно, что судьба Детской дороги была на последнем месте в списке приоритетных задач городской администрации.

В эти годы ДЖД перестала в полной мере быть детской. Она стала обслуживаться взрослыми, однако продолжала работать. И может именно поэтому, что ее работа полностью не остановилась, сегодня мы хотя бы имеем то, что имеем.

Два неосуществленных плана реконструкции

Сегодня владельцами ДЖД и прилегающего к ней парка являются братья Самвел и Армен Геворкяны. В планах была капитальная реставрация здания вокзала. Армен Геворкян сказал, что в будущем в здании предполагается открыть детское кафе и небольшой кинотеатр.

В 2012 году по инициативе ЮКЖД был сделан ремонт. Восстановили и модернизировали станции, подвижной состав и рельсы. Это обеспечило безопасность передвижения паровоза. Планировалось создать учебный центр, где малыши и подростки могли бы ознакомиться с железнодорожными профессиями.

В 2020 году в прессе писали, что есть новый проект по модернизации и развитию Ереванской ДЖД. Его представил крупнейший российский инвестиционно-строительный холдинг ООО «РУЦОГ Инвест». План хотели реализовать вместе с итальянцами, у которых большой опыт в реализации подобных проектов в Нью-Йорке и Эмиратах.

Особое внимание уделялось тематическому парку, который сыграл бы большую роль в спортивном развитии и закалке детей. Планировалось также разместить аттракционы, которые будут работать круглый год. Авторы проекта также обещали, что Детская железная дорога станет единственной в своем роде в регионе. А парк будет привлекать потоки туристов.

Скульптуры в парке на Детской ж/д

На территории Детской ж/д и парка есть много скульптур. В 90-е годы, когда сад перешел в ведение МВД, у министра внутренних дел возникла идея — провести на территории сада скульптурный симпозиум. Около 2 месяцев здесь работали скульпторы, а в конце оставили свои работы парку. 

Самые интересные скульптуры — Ереванская кошка/пантера и Зимняя сказка. Пантера находится у выхода из тоннелей с 1994 года. Она расположена на скалах, как будто в своей естественной среде обитания. Скульптором стал Петросян. Материал изготовления — туф.

Лесная сказка находится на территории парка ж/д. Она изображает мудрую сову, которая сидит на дереве, в переплетающихся ветвях. Также изготовлена из туфа, и также стоит с 1994 года. Скульптор Норайр Карганян.

Другие малоизвестные скульптуры не менее интересны. Одна из них изображает женщину, волосы представляют собой виноградную лозу, а сама фигура вырастает из подсолнухов.

Есть красивая скульптура ангела с крыльями. Ни у одной скульптуры, к сожалению, нет таблички с указанием названия и автора.

Как добраться до Детской железной дороги

Попасть на Детскую ж/д можно несколькими путями. Самый популярный — пройти через туннель из центра города. Туннель находится в парке Дианы Абгар, на перекрестке Маштоца/Сарьяна. В рабочем состоянии только один туннель, второй закрыт.

На протяжении 450 метров вас будут сопровождать различные граффити на стенах. Экзотическое освещение на многих наводит ужас, но ничего страшного на пути нет. У входа в туннель стоит интересная скульптура из розового туфа. Она выполнена в морской тематике.

Второй способ попасть на Детскую ж/д — спуститься вниз в Разданское ущелье от церкви Сурб Саркис. Для этого надо пройти по лестницам и уже дальше идти по тропинке, пока не дойдешь до конечной станции ж/д. От нее, по аллее у рельсов, вы дойдете до главного здания вокзала, откуда отходит поезд.

И еще один путь проходит от моста Победа и улицы Атенка. Есть пешая и автомобильная дорога. Она также проходит по Разданскому ущелью, но уже с другой стороны от церкви. Эта дорога приведет вас к мосту, которая проходит над рекой Раздан. Перейдя мост, вы окажетесь также у конечной станции ж/д. И дальше уже, как вторым способом, по рельсам можно дойти до здания вокзала и парка.

Детская железная дорога в Ереване в наши дни

Планы 2012-ого, как и 2020 года, так и остались на бумаге. Но радует то, что железная дорога пока жива. В теплое время года паровоз отправляется в путь каждый день. Зимой — только по выходным.

В наши дни ДЖД учебных целей она уже давно не выполняет. Это просто аттракцион. Графика движения поездов нет — они отправляются по мере заполнения. Станции почти не обслуживаются. Старые вагоны и локомотивы стоят на открытом воздухе и не охраняются.

Единственный работающий поезд проходит без остановки платформу Урахутюн/Радость и останавливается около Пионеракан/Пионерская. На фото можно увидеть, что от этих двух станций почти ничего не осталось. Вот почему пассажиры из вагона не выходят. Поезд сразу же возвращается к началу маршрута вагонами вперёд.

Детская железная дорога в Ереване популярна среди молодежи. Это понятно — красивые пейзажи Разданского ущелья навевают романтику. Особенно прекрасно здесь осенью, когда разноцветные листья вековых деревьев густым ковром покрывают аллеи парка и территорию станций. А летом, когда в Ереване +40, здесь можно укрыться в тени деревьев.

Детская железная дорога. Назад в прошлое

Сегодня также, как и 85 лет назад, можно сесть на паровоз и отправится в путешествие в далекое советское прошлое. Кажется, что перед тобой сейчас пробегут мальчишки и девчонки в пилотках и красных пионерских галстуках, отдавая салют. Будь готов! — Всегда готов!

Старое красивое здание со шпилем стоит. Правда требует хорошего ремонта. Но надеемся, что в скором времени средства найдутся, планы осуществятся и еще много-много поколений ереванских детей будут кататься на этой железной дороге по живописному Разданскому ущелью. Они смогут прокатиться по рельсам не только назад, в советское прошлое, но и в будущее за своей мечтой.

Статья получилась очень длинной. Спасибо, что дочитали! Если она вам понравилась, оцените ее и пишите комментарии. Если вы были в Ереване и вам удалось попасть на Детскую железную дорогу, расскажите о ваших впечатлениях.

Читайте другие статьи о парках в Ереване, которые тоже были основаны больше 80 лет назад:

Монумент/парк Победы. История создания старейшего парка Еревана

История Ботанического сада — одного из удивительных мест в Ереване

Exit mobile version