Барев, Ереван!

Бабаджанян. 7 интересных и малоизвестных фактов об Арно Бабаджаняне

Бабаджанян оставил яркий след в культуре Советского Союза. На кого был похож отец маэстро, как песня Чертово колесо победила в Японии. Дочитайте статью и узнайте 7 интересных и малоизвестных фактов из жизни композитора.

О великом маэстро мы узнали очень многое:

Но »за кадром» остались 7 интересных и малоизвестных фактов об Арно Бабаджаняне.

1. Серенада жене и необычный эксперимент

В Ереване на главном проспекте есть знаменитое здание, в котором находится роддом Маркаряна. Однажды в 90-е годы у здания остановилась ретро машина. это была Победа. Из нее вышли четверо мужчин. Оказалось, это коллектив музыкантов и солист. Через пару минут в центре города зазвучала песня ‘’Еревани сирун ахчик’’, что в переводе означает ‘’Ереванская красавица’’. Это песня из известной картины ‘’Песня первой любви’’, которую написал Бабаджанян.

Музыканты — аккордеонист, дхолист и кларнетист — вместе с солистом раз десять исполнили песню. Они ожидали реакции той, кому была обращено послание. Но тут у входа больницы показался рассерженный главврач: ‘’Я прошу вас немедленно прекратить безобразие, это же родильный дом, понимаете?! Роженицам нужен покой!’’ Солист слышал, конечно, недовольство главврача, но невозмутимо допел. После этого он ответил:

Вай, доктор джан, где ты тут видишь безобразие? Это же песня нашего Арно! У меня шестеро дочек, понимаешь, а тут мальчик родился! Кому как не мне петь? А что я должен петь, по-твоему, своей жене, подарившей мне сына? Какую-то иностранную серенаду? Нет, нет, и еще раз нет, доктор джан! Только эту — Еревани сирун ахчик!

Многие песни Бабджаняна с интересными историями. И эта песня — не исключение. Бабаджанян безумно любил родной город и считал лучшим местом на свете. И город, и ереванцы отвечали ему взаимностью. Однажды в советские годы здесь провели интересный эксперимент. Репортеры подходили ко всем прохожим подряд и просили исполнить песню соотечественника «Еревани сирун ахчик». Так вот, все без исключения спели ее с точностью до каждого слова, от начала и до конца. Ереванцы не подвели своего любимого маэстро!

2. Никита Хрущев в пижаме

В 50-56 гг. маэстро преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В эти же годы он сотрудничал с оркестром, которым управлял его друг Константин Орбелян. Однажды на следующий день после репетиции коллектива по Еревану пошли слухи о том, что в зале на репетиции сидел сам Никита Хрущев. В пижаме.

На самом деле виновником появления таких сплетен был композитор. Отец Бабаджаняна был внешне похож на Никиту Сергеевича, и ему много раз говорили об этом. Однажды Арно ‘’захватил’’ по дороге отца из дома, тот был в домашней одежде. Но Арно сказал, что он будет в машине, и его никто не увидит. По дороге Бабаджаняна срочно позвали на репетицию. Приехав, он попросил отца тихонько посидеть в машине, рассчитывая, что зайдет на репетицию, быстренько даст указания и вернется.

Маэстро так увлекся процессом, что совершенно забыл про отца. А отец, уставший ждать, решил поинтересоваться, в чем задержка. Он заявился в зал в том виде, в каком был — в пижаме. Но были и случаи, когда Бабаджанян специально использовал схожесть отца с Хрущевым, чтобы подшутить над московскими друзьями.

3. Бабаджанян. Смертельный розыгрыш

Композитор просто не мог жить без шуток и розыгрышей. Один из них чуть было не закончился трагически. Однажды они вместе с режиссером Генрихом Оганесяном решили подшутить над молодым музыкантом. Последнему руководство Армении в качестве инструмента доверило скрипку-раритет, считавшуюся достоянием страны.

Купив дешевую скрипку, Бабаджанян и Оганесян сговорились тайком подменить оригинал. Они хотели просто от души посмеяться и похохотать. ‘’Главная роль’’ в розыгрыше была у маэстро. На глазах молодого скрипача он разбил вверенный ему ценную скрипку. Молодой человек упал в обморок. А за ним чуть не последовал и Арно, так как в эту минуту Оганесян прокричал, что не успел поменять оригинал на фальшивку. К счастью, эти слова тоже оказались шуткой.

4. Симфонии, мюзиклы и сонаты

Немногие знают о том, что Бабаджанян оставил большое наследие в области инструментального джаза. Просто его мюзиклы не получили такую популярность, как песни. В горах мое сердце, Дядя Багдасар, Невеста с севера — это лишь несколько мюзиклов маэстро. А исследователи биографии считают, что если бы не увлечение песенным жанром, он мог бы снискать мировую славу как создатель серьезной симфонической музыки.

В его активе более трех десятков симфонических и инструментальных произведений. Он стал автором сонат, пьес, а также произведений для рояля со струнными инструментами и для двух роялей. Среди исполнителей его академической музыки было Ростропович, Ойстрах, Власенко и другие известные педагоги и композиторы.

5. Визитная карточка маэстро

Бабаджанян не был просто фанатом музыки. У него было много увлечений, к примеру, он любил и ценил живопись. Дома у маэстро была коллекция картин. Однажды искусствовед Генрих Игитян пришел к нему в гости. Он долго рассматривал портрет Арно, заметив неладное. И тут он спросил прямо, не переделал ли он что-то в картине. Бабаджанян, как провинившийся школьник, опустив голову, признался, что замазал часть огромного носа.

Это особенность внешности, присущая 70-80% армянам. Бабаджанян унаследовал его от матери. Его нос со временем стал визитной карточкой. Хотя в молодости, как это обычно бывает, он доставлял ему немало переживаний. Только повзрослев он понял, что это его фишка, визитка: когда люди произносили Бабаджанян, они сразу представляли композитора. Однако шутить над его длиной разрешалось только родным и близким друзьям.

6. Чапалах, или пощечина от Бабаджаняна

Маэстро был очень любил не только место своего рождения, Ереван, но и родину. Он был очень взыскательным в вопросах, касающихся его национальной принадлежности. Он придерживался всех армянских традиций и требовал от сына излагать мысли только на родном языке. Несмотря на веселый характер и чувство юмора, Арно был строг в воспитании. За ослушание мальчик мог получить чапалах, пощечину по-армянски.

Однажды 4-х летнего Араика спросили, кто он по национальности. Ребенок ответил, что он еврей. Просто в доме, где они жили, в основном были евреи, и это слово было на слуху мальчика. Когда Бабаджанян услышал это, он очень разозлился. Сын получил от отца увесистый чапалах. Когда маэстро немного отошел, он разъяснил Араику все о своих корнях и национальной принадлежности.

7. Бабаджанян, или Почему в Японии полюбили маэстро

Многие слышали о том, что Бабаджаняна любили и слушали его музыку в Японии. Но как в далекой Японии узнали о маэстро? Дело в том, что в 1973 он поехал туда на гастроли. В том году в стране был организован всемирный конкурс песни. Бабаджанян выступил с композицией ‘’Чертово колесо’’.

Песня уже была очень популярна в СССР. И в Японии маэстро получил за нее первую премию. Надо отметить, что еще одним претендентом на первое место был Фрэнсис Лэй, известный композитор, автор песен к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви». Но Бабаджанян обошел знаменитого композитора.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и делитесь с друзьми. Оставайтесь с блогом Барев, Ереван! Впереди много интересных историй о Ереване и людях, без которых невозможно представить город.

Читайте также другие статьи об Арно Бабаджаняне:

Арно Бабаджанян. Вся жизнь как история любви

Любовь Арно Бабаджаняна, или Кто стал единственной музой композитора

Памятник Бабаджаняна в Ереване. История о том, как скульптуру маэстро открывали дважды

Exit mobile version