Сценические произведения, оркестровая и вокально-симфоническая музыка. Спендиарян оставил богатое музыкальное наследие. Определить Топ 5 лучших произведений непросто, но я постараюсь.
Вчера из статьи Александр Спендиарян — один из основоположников армянской классической музыки. Биография и интересные факты вы узнали путь становления великого композитора, основные биографические вехи. Сегодняшняя статья посвящена популярным музыкальным произведениям Спендиаряна. Итак, Топ-5 лучших произведений Александра Спендиаряна.
Ереванские этюды
‘’Ереванские этюды’’ Спендиарян написал в 1925 г., через год после переезда в Ереван. Мелодичные и душевные этюды стали одними из лучших произведений Александра за последние годы. Этюды наполнены многочисленными нотами народных тем, экспериментами по их аранжировке и гармонизации. В эскизах Спендиаров использовал армянские народные инструменты — дхол и дойру. Среди мелодий Ереванских этюдов отдельно нужно выделить Энзели.
Опера Алмаст
Алмаст — опера в 4 действиях. Сюжет оперы — народные предания, которые тем не менее основаны на подлинных исторических событиях 18 века. Это один из трагичных эпизодов в истории Армении. Идея написать оперу на эту тему пришла Спендиаряну после встречи с поэтому Туманяном. Последний создал по мотивам легенд поэму под названием ‘’Взятие Тмкаберда’’.
Работу над инструментарием оперы композитор продолжал вплоть до своей смерти. Но завершить ему так и не удалось. Инструментарий 4 акта дописал композитор Максимилиан Штейнберг. ‘’Алмаст’’ — вершина армянской оперы и можно сказать армянского искусства. Премьера «Алмаст» состоялась в Москве в 1930 года. А спустя 3 года, в 1933 году, в день открытия Оперного театра, она была представлена в Ереване.
Спендиарян. Три пальмы
Симфоническая поэма ‘’Три пальмы’’, написанная по мотивам стихотворения Лермонтова, занимает особое место среди симфонических сочинений композитора. Своей поэтичностью, живописностью, яркостью колорита он напоминает восточные программные произведения Могучей кучки.
Могучая кучка — это узкий круг из 5 русских композиторов 19 в., которые вместе трудились над созданием национального стиля классической музыки. В нее входили Балакирев (был главным в пятерке), Сезар Цуй, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин . Пятеро композиторов в течение 14 лет тесно сотрудничали и продвигали русскую классическую музыку.
С поэмой ‘’Три пальмы’’ Спендиарян гастролировал за границей. Его исполняли в лучших залах в Берлине, Копенгагене, Нью-Йорке, включая миланский оперный театр Ла Скала. За симфонию ‘’Три пальмы’’ Спендиарян был награжден премией Глинки.
Крымские зарисовки, или Крымские эскизы
Крымские зарисовки — одно из самых любимых произведений Спендиаряна. Композитор посвятил его художнику Ивану Айвазовскому. Над этим произведением Спендиарян работал долго. В них заложена любовь композитора к вечным ценностям жизни: всепоглощающая любовь к матери, связанные с ее образом воспоминания и чувства, мелодичные крымские напевы.
Детство композитора, как вы помните из биографии, прошло в Крыму. Мальчиком он так привык к этим напевам, что они казались ему обыденным. Он воспринимал их как природу: теплый ветер, наполненный запахом ароматного чебреца и полыни, замысловатый рисунок окружающих скал.
Как вспоминает дочь композитора в своей книге, Спендиарян говорил: ‘’надо было прожить несколько лет на севере и вдоволь наслушаться европейских звучаний, чтобы почувствовать свое прирожденное, органическое тяготение к восточной музыке’’.
Премьера ‘’Крымских эскизов’’ прошла в Ялте в 1903 году. После ошеломительного успеха ‘’Крымских эскизов’’ в Петербурге композитор решил тут же приступить к крупному произведению. Это была симфоническая картина ‘’Три пальмы’’ по мотивам одноименного стихотворения Лермонтова.
Спендиарян. Хайтарма
‘’Хайтарма’’ — плясовая песня, одна из мелодий ‘’Крымских эскизов’’. Она, как и все композиции эскизов, написана по мотивам крымских напевов. Хайтарма — это крымскотатарский танец, который олицетворяет круговорот природы. Существует множество версий танца. В 1903 г. Александр Спендиарян впервые исполнил свою версию ‘’Хайтарма’’.
Материал для песни он по крупицам собрал во время поездки в Белогорск. Спендиарян смог записать мелодию с нехарактерным для музыки народов Крыма размером 3/8 вместо ритма ⅞. Он написал произведение для скрипки и фортепиано. Звучащие в произведении темпераментные мелодии крымскотатарского танца ‘’Хайтарма’’ были настолько близки слушателям, что успех этого произведения был предрешен.
В заключение
Александр Спендиарян признавался, что материалом для творчества стали народные напевы, русская и армянская поэзия, литература и история, а также крымские, армянские танцы и традиции.
Мой Топ-5 был субъективным. Поделитесь в комментариях, какие произведения Спендиаряна вы считаете самыми лучшими? Сохраните сайт ‘’Барев, Ереван!’’ в закладках. Впереди — много интересных историй о великих композиторах, художниках, поэтах и писателях, которые внесли неоценимый вклад в становление Еревана!
Читайте также биографическую статью об Александре Спендиаряне: