Спендиаров — значимая фигура в армянской культуре. Он стал одним из основоположников армянской класссической музыки. Сегодня познакомимся с биографией и узнаем интересные факты.
В статье Театр оперы и балета в Ереване. Здание, которое получило золотую медаль в 1937 году в Париже я рассказывала, что у Оперы установлены два массивных памятника. Об одном из них, памятнике поэту Туманяну, я писала недавно. Сегодня познакомимся со второй скульптурой — Александру Спендиаряну, чье имя носит театр Оперы и балета в Ереване.
Спендиарян — композитор, дирижер, педагог, внесший огромный вклад в развитие армянской классики. Памятник Спендиаряну был открыт в один день с памятником Ованесу Туманяну — 7 ноября 1957 года. Вместе с пьедесталом он весит 20 тонн, а его высота составляет 6 метров. Архитектурное решение принадлежит Фениксу Дарбинян, а скульптурное воплощение — Ара Саргсяну и Гукасу Чубаряну. Почти 65 лет эти два памятника украшают одну из красивых площадей Еревана.
Спендиаров. Биография
В этот день, 1 ноября 1871 года, то есть, 150 лет тому назад, в небольшом городе Херсонской области на Украине, родился мальчик, которому было суждено стать одним из родоначальников армянской классики. Отец Александра был землевладельцем и лесопромышленником, мама — творческой личностью, играла на фортепиано. Именно от нее мальчик перенял музыкальные гены.
Разносторонние дарования Спендиаряна были видны в раннем детстве, но осознанный интерес к музыке возник позже. В это сложно поверить, но первые сочинения Спендиарян написал в 7 лет! С 9 лет Александр стал заиграл на скрипке и пианино. В 1890 году после окончания гимназии для мальчиков, он перебрался в Москву.
Пока о фундаментальном музыкальном образовании не было речи, поэтому Александр поступает и успешно заканчивает юридический факультет Московского университета. Но музыка манит, и Александр начинает изучать теорию композиции у известного композитора и педагога Николая Кленовского.
В 1896 году он встречается с Римским-Корсаковым. Встреча сыграла судьбоносную роль в жизни будущего композитора. Римский-Корсаков сразу заметил недюжинный талант и познакомил юношу с петербургскими музыкантами.
Спендиаров и его вклад в народную украинскую музыку
С 1877 по 1924 годы Спендиарян жил в Симферополе, лишь иногда посещая обе столицы. Ялтинский дом стал знаменитым ‘’пунктом сбора’’ музыкантов и композиторов. Годы проживания здесь стали самыми плодотворными в творческом плане.
Гостиная дома превратилась в место, где устраивались концерты и репетиции. Гостеприимный Александр встречал писателей и литераторов, художников и музыкантов. В памяти всех этих людей Спендиарян остался человеком образованным, интеллигентным, щедрым, а главное – человеком с открытым сердцем.
В Ялте композитор познакомился с корифеями русской культуры того времени: Чеховым, Толстым, Шаляпиным, Горьким. Близкие отношения завязались с педагогом Римским-Корсаковым, а также с Глазуновым.
Еще в детстве Спендиарян познакомился и проникся народной музыкой Украины и Крыма. В эти годы он записывает десятки украинских и татарских народных песен. В 1921 году пишет ‘’Украинскую сюиту’’и музыку к стихам ‘’Завещание’’ Шевченко.
Уже в зрелом возрасте Спендиарян создает романсы, хоровые и вокальные произведения с оркестром, а также пьес для оркестра. Большое признание получили два последних произведения — ‘’Крымских эскизы’’ и ‘’Три пальмы’.
Обращение к истокам
В 1920-х годах, после советизации, Армения становилась на ноги. В 1922 году власти отправили приглашение Спендиаряну переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь молодой республики. Он согласился. В эти годы у него уже усилился интерес к армянскому творчеству и искусству.
Годы проживания в Армении стали не только расцветом композиторской, но и педагогической деятельности Спендиаряна. Познав всю глубину народной армянской музыки, он создал гениальные произведения, которые навсегда остались в истории музыки. Это ‘’Ереванские этюды’’ — композиция, посвященная Ивану Айвазовскому, и опера ‘’Алмаст’’, которую знатоки называют одним из лучших творений армянского театра.
Александр Спендиарян скончался в 1928 г. в Ереване. Великий композитор, педагог и дирижер обрел покой среди своего народа. Его могила находится недалеко от здания Оперы и балета, места, где и по сей день звучит величайшая музыка композитора.
Понравилась статья? Буду благодарна вашей оценке. Оставайтесь с блогом Барев, Ереван!, чтобы не пропустить статью о творческом наследии Спендиаряна.
Читайте также статьи о других памятниках у здания Оперы и балета:
Арам Хачатурян. Биография величайшего композитора
Ованес Туманян — символ целой эпохи. Биография и интересные факты. Памятник у Оперы