Аэропорт Звартноц. История создания уникального памятника модернизма советских времен

Аэропорт Звартноц…Как только через иллюминатор самолета вы увидите символ Армении — гору Арарат (если, конечно, вам повезет, и погода будет ясная), вы увидите также интересное архитектурное здание старого терминала аэропорта Звартноц. Сегодня мы узнаем историю создания аэропортa Звартноц — уникального памятника модернизма советских времен.

Почему аэропорт назвали Звартноц? Недалеко отсюда находится знаменитый храм Звартноц, о котором будет отдельная статья. Международный аэропорт получил такое же название. Звартноц в переводе означает ‘’Храм бдящих ангелов’’. Так что будьте уверены, приземляясь в аэропорту Звартноц, вы будете под надежной защитой ангелов.

Аэропорт Звартноц. История создания уникального здания

Инопланетная тарелка
Космический корабль
Шедевр архитектуры

Так называют старое здание терминала аэропорта Звартноц. Строительство аэропорта в Ереване началось в конце 50-х гг. И уже в 1961 г. он был сдан в эксплуатацию. Этот самый старый терминал не сохранился до наших дней. Через 10 лет, в 1971 г. было решено построить новое здание аэропорта. Строительство шло с 1971 по 1980 гг. И 10 февраля 1982 года его наконец открыли.

На строительство нового терминала в 1970 г. был объявлен конкурс. И первое место было присуждено конструктору Багдасаряну и группе архитекторов. Это были Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Левон Черкезян, Жорж Шехлян.

Книга Бальяна »Аэропорт Звартноц»

Известный архитектор Карен Бальян, автор более ста публикаций об архитектуре, написал об аэропорте Звартноц книгу. Отрывок из книги. Вспоминает руководитель Армянского управления гражданской авиации Д. Адбашьян:

В феврале 1972 года я в составе делегации посетил ФРГ. Министр гражданской авиации СССР Бугаев рекомендовал мне изучить идеи и решения, заложенные в аэровокзалах Кёльн-Бонна и Франкфурта. Увиденное здесь произвело переворот в моих представлениях об аэропортостроении. В Ереван я привез чертежи, полученные с помощью руководства авиакомпании ‘’Люфтганза” от строителей этих аэропортов.

В итоге было решено отказаться от традиционной формы аэровокзала в виде ‘’коробки’’ и найти формы, максимально отвечающие требованиям технологии работы аэропорта. Аэропорт Кёльн-Бонн – то, что нам надо, решили все.

И уже в апреле я от имени ‘’Армгоспроекта” представил Бугаеву чертежи и макет аэровокзала, где от центрального корпуса влево и вправо под равными углами отходили две галереи к двум 6-лучевым звёздам – терминалам, вокруг которых у каждого луча стояли макеты 12 самолётов.

Бугаев проект забраковал: ‘’Зачем вы в христианской стране выстраиваете ‘’звёзды Давида”? И, второе, зачем так удлиняете и запутываете путь от автомобиля к самолёту? Ведь здесь, сквозь центральный корпус и по галерее будет не менее 200 метров, а у нас ведь нет движущихся лент-тротуаров, как в Германии. Предлагаю изменить количество лучей звезды и провести кольцевую автодорогу между лучами и терминалами, к которым они примыкают’’.

Когда на следующий день я рассказал это проектировщикам, Артур Тарханян заявил, что в этом случае и сами лучи не нужны и предложил слить их в одно общее кольцо. И тут же фломастером нарисовал схему будущего аэровокзала, которая и стала генеральной.

Шедевр советского модернизма

Так было положено начало строительству здания, которому суждено было стать одним из шедевров модернизма СССР. Ее площадь в основании составляет почти как два футбольных поля. В центре возвышается высокий корпус. Во времена эксплуатации там находились диспетчерская служба, а также ресторан. Оттуда открывалaсь прекрасная панорама на армянское нагорье и Арарат.

Сегодня здание этого терминала огорожено забором, его охраняют, поэтому пробраться мне не удалось. Все снимки я сделала, не доходя до входа в новый терминал. И хотя само здание выглядит заброшенным, вокруг чисто. Давайте узнаем, какие обновления были после строительства здания.

Аэропорт Звартноц в Ереване. Строительство новых терминалов

Спустя несколько лет после эксплуатации проект ‘’космического корабля’’ был несколько изменён. Выполнили обновления аэропорта, добавили больше терминалов аэровокзала, чтобы обеспечивать большой пассажиропоток.

После объявления независимости Армении поток пассажиров значительно вырос. И в 1998 г. было решено открыть новый грузовой терминал, пропускной способностью 100 000 тонн груза в год.

Строительство нового терминала началось в 2004 г. Оно шло 3,5 года. И в 2007 г. был открыт новый терминал, а спустя несколько лет, в 2011-ом— ещё один. После этого здание, напоминающее космический корабль, перестало функционировать. Однако судьба этого уникального с точки зрения архитектуры сооружения до сих пор под вопросом. В те годы, после его закрытия, власти города решили его не ремонтировать. Были даже предложения снести его.

Аэропорт Звартноц
Здания старого и нового терминалов аэропорта Звартноц со стороны взлетной полосы. Источник https://ru.wikipedia.org

Но многие архитекторы и жители Еревана были против. К их требованиям присоединились также европейские кинематографисты. Здание терминала сохранили. И сегодня мы все еще можем созерцать это уникальное архитектурное сооружение. Думаю, будущие власти придумают для него функциональное решение, терминал будет отреставрирован и сохранен. Ведь это памятник модернистской архитектуры прошлого века.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и делитесь с друзьями. Еще одну интересную статью об аэропорте Звартноц читайте уже завтра. Сохраняйте блог Барев, Ереван! в закладки, чтобы не пропустить!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии